Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 пгт Серышево структурное подразделение детский сад №3

676351 Амурская область, Серышевский район, пгт Серышево, ул.Чапаева д.1, Ковалёва, д.6

Телефон

(841642) 23-4-74, 23-3-26

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста

23 апреля 2014 г.

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.

 

  1. Определение.

         В отношениях между людьми проявляются самые разные качества их личности. Некоторые из них мешают взаимопониманию. Одно из них - агрессивность.

Агрессивность -  это черта личности, которая выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления.

 

  1. Природа агрессивности.

Агрессивность свойственна и животным, и людям. Это врождённое качество. Древнему человеку, как и животным,  агрессивность помогала выжить. Позже появились правила поведения, позволяющие людям мирно существовать.  Но агрессивность продолжает дремать в каждом. Когда и в какой форме она может выплеснуться, зависит от обстоятельств. Некоторые люди умеют её подавлять. Другие остаются агрессивными, но проявляют агрессию более тонко: через словесные оскорбления, злословие. Третьи проявляют агрессию открыто, в том числе и физическую.

 

  1. Виды агрессии.

- Физическая: нападение и причинение физических страданий другому существу;

- раздражение: готовность к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении;

- вербальная: угрозы, крики, ссоры, ругательства;

- косвенная: сплетни, злобные шутки, битьё кулаками по столу, топанье;

- негативизм: отвергание общепринятых правил;

- обида, зависть, ненависть к окружающим.

 

  1. Направленность агрессии:

- на окружающих людей вне семьи (сверстников, врачей, педагогов);

- на близких людей без проявления агрессии вне семьи;

- на животных - кошек, птиц, насекомых;

- на себя - своё тело или личность: выдёргивание волос, сдирание кожи, кусание ногтей, отказ от еды в подростковом возрасте;

- на внешние объекты - поедание несъедобного, порча имущества, разрушение предметов;

- на символические или фантазийные объекты: коллекционирование оружия, увлечение компьютерными играми агрессивного содержания.

 

  1. Цели агрессивного поведения:

- причинение боли жертве, её страдания;

- месть за перенесённое страдание;

- причинение ущерба;

- власть над другим человеком. Для примера: когда я спросила мальчика из подготовительной группы, почему он любит играть в террористов, он ответил, что он, имея ещё и оружие, может сделать с человеком всё, что хочет, а он - ничего;

- получение материальных благ;

- разрядка, разрешение внутреннего конфликта;

- самоутверждение;

- защита от реальной или воображаемой угрозы;

- завоёвывание авторитета в группе сверстников;

- привлечение внимания.

В дошкольном возрасте агрессивное поведение может проявиться в швырянии и порче предметов и игрушек, вызывающем поведении, а в младшем школьном возрасте – в драках, насмешках и ругательствах в адрес одноклассников.

Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.

          Мы привыкли считать, что агрессия несёт исключительно отрицательный заряд. Но в ней кроется и положительный потенциал. При правильном воспитании у ребёнка могут сформироваться такие положительные качества как целеустремлённость, желание самоутвердиться и отстоять свою позицию. Можно предположить, как сложится дальнейшая жизнь агрессивного человека: неприятности и конфликты в семье и на работе. Отсюда нелюбовь окружающих. Такому человеку трудно найти своё место в жизни.

Работая психологом в школе, я сталкивалась со случаями, когда подростки не хотят жить. У них был выявлен повышенный уровень агрессивности. Замечено было, что у них существовали проблемы в семье. Отсюда возникает вопрос: а правильно ли мы воспитываем своих детей? Чем раньше мы задумаемся об этом, тем лучше.

 

  1. Причины агрессивного поведения.

- Врождённые факторы. Это родовые травмы, нарушения внутриутробного развития, травмы и заболевания головного мозга (опухоль, эпилепсия, шизофрения). Из числа подростков, совершивших  убийства, 12% были невменяемы.

- Окружающая среда.

- Воспитание в семье.

Многое в семье зависит от матери. Многие лица с криминальным прошлым не были привязаны к матери в младенческом возрасте. Напротив, младенцы, надёжно привязанные к матерям, позже проявляют больше дружелюбия и готовности к сотрудничеству.

 Жестокое обращение и халатное отношение к своим родительским обязанностям приводит к  к сильным страданиям младенца и формируют у него склонность к вспышкам гнева, а затем - трудности в социальной адаптации. Агрессивные дети часто вырастают в семьях, где мало интересуются развитием ребёнка и предпочитают наказание заботе и терпеливому объяснению. Если ребёнок чувствует себя незащищённым, то в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно- агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на себя (аутоагрессия): саморазрушительные  фантазии, робость, идеи самонаказания.

«Спасибо родителям, что лупили - нормальным человеком вырос». Это часто приходится слышать от взрослых, которые бьют своих детей. Но гораздо чаще нормальные люди из забитых детей  в таких семьях не вырастают, потому что боль, унижение - плохие воспитатели. На Востоке говорят: воспитывать битьём - всё равно, что носить воду в дырявом кувшине. Как ни старайся, всё равно прольётся.

Побои, нанесённые в детстве, никогда не забываются. Если ребёнок научится подчиняться, то его психика будет надломленной. Он будет безвольным, жестоким, озлобленным, научится хитрить, изворачиваться, сваливать вину на других. Ещё хуже, когда выросшие дети берут в руки топор или нож и мстят обидчикам за жестокое обращение.

Выявлено, что жестокое обращение с детьми вызывает у них повышение уровня агрессивности, а недостаточный присмотр за детьми- асоциальную направленность.

Причиной агрессивности у детей является социальная запущенность, судимость и плохое поведение родителей, частая смена ими работы, наличие друзей с отклоняющимся поведением.

 

7. Как наказывать детей?

Наказание будет эффективным, если оно последовательно, адекватно поступку и сопровождается доброжелательным объяснением. В качестве наказаний могут быть использованы лишение поощрений, временная изоляция от сверстников, а не демонстрация враждебного отношения.

 

  1. Советы родителям

- Помните, что запрет или повышение голоса- самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребёнка будет снята.

- Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или «разорвать» портрет его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

- Показывайте ребёнку пример положительного поведения. Не допускайте в нём вспышек гнева или нелестные высказывания в адрес друзей, строя планы мести.

- Пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его . Не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.